ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО "АСТРАХАНСКОЕ"

Главная » 2011 » Февраль » 16 » КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЗАКА - ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
17:09
КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЗАКА - ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА


«…Вся система образования и воспитания в казачьих учебных заведениях должна быть пронизана высоким духовно-нравственным и героико-патриотическим смыслом. Весь образ жизни в кадетских корпусах и других казачьих школах должен строиться на этих традициях, на привитии того духовно-нравственного идеала, который казаки искони избрали себе девизом: исповедание Веры Православной и верность Отечеству»...

 

Архиепископ Ростовский

и Новочеркасский Пантелеймон

 

       Сегодня можно много говорить о том, что воспитание детей в казачьих семьях является основой формирования личности казака, как гражданина своего Отечества и как его защитника. Сформированная веками традиционная казачья педагогика воспитания казака и казачки благодаря предкам сохранилась и по сей день. Но без государственного подхода решить вопросы казачьего воспитания и обучения в современных условиях в полной мере все-таки затруднительно.

     Несомненно, что одним из приоритетных направлений развития казачества, как было отмечено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым остается работа с молодежью. Данное направление нашло свое отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации от 2 июля 2008 года Пр-1355, где четко дается установка на осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Где также отмечено о необходимости создания условий и стимулов для оказания помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений, организации внеурочной и досуговой деятельности детей.

     В течение прошлого года, практически на каждом заседании рабочей группы по делам казачества Астраханской области, возглавляемом Вице-губернатором - председателем Правительства Астраханской области К.А. Маркеловым выносились и обсуждались вопросы, связанные с внедрением казачьего образования в общеобразовательных и дошкольных учреждениях и придании данным учреждениям, классам (группам) статуса «казачьи». Отмечено, что потенциал казачьего образования в нашем регионе должен быть использован в полной мере, поскольку есть для этого соответствующие решения и Президента и Правительства Российской Федерации. Нормативных правовых причин, препятствующих на пути казачьего образования в общеобразовательных и дошкольных учреждениях нет. Более того, в других регионах России такая работа ведется уже давно и есть положительные результаты в этой сфере деятельности. Так, например, в Ростовской области 170 учреждений реализуют казачье образование – это казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, муниципальные общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, детские сады. Казачьи образовательные учреждения существуют в 43 муниципальных районах и городских округах области, численность обучающихся уже превышает 28 тыс. чел.

     Определенный опыт работы уже накоплен и в нашем регионе. В 12 школах города и области наравне со школьными предметами ведется преподавание истории, культуры, быта и традиций казачества, изучение основ военного дела. В январе 1991 года в МОУ Икрянинской СОШ (директор С.М. Амосова) была впервые в области создана Детская общественная организация «Астраханские казачата» (руководитель А.П. Мельникова) со своим Уставом и программой, рассчитанной на 4 года обучения. По нескольким направлениям ведется работа организации – это и поиск теоретических материалов и фольклора, и изучение старинных казачьих обрядов, традиций, и, конечно же, воспроизведение детских казачьих игр. Энтузиазму педагогов, родителей и казачат действительно можно позавидовать, они смогли создать уголок истории астраханского казачества, здесь можно увидеть и старинные фотографии казаков и письма с фронта и казачьи газеты, и многие предметы, напоминающие о далеком прошлом. Для детей пошиты казачья форма, с огромным удовольствием казачата с песнями и танцами выступают не только на торжественных школьных мероприятиях, но и на уровне района и области.

     Старейшей школе с. Замьяны Енотаевского района (директор Л.А. Болдырева) в 2009 г. присвоен статус казачьей. Там ребята не только осваивают базисную программу, но активно готовятся к военной службе. А уроки мужества, в том числе проводятся на базе школьного музея, руководителем которого является потомственная казачка Г.А. Аншакова, где широко представлены экспозиции развития нашего края с 18 по 21 века. На высоком уровне в апреле 2010 г. в школе проведен областной семинар «Слава казачеству!», а уже в августе семинар организаторов казачьего движения, в которых приняли участие представители администрации Губернатора Астраханской области, министерства образования и науки Астраханской области, министерства культуры Астраханской области, Астраханского окружного казачьего общества, преподаватели школ города Астрахани и области.

      Занимательные уроки с воспитанниками творческого объединения «Юный краевед» Дома детского творчества «Успех» Трусовского района проводит руководитель Т.В. Багдалова. С особым интересом ребята раскрывают темы, посвященные прошлому и настоящему астраханского казачества в рассказах, стихах, пословицах, поговорках, песенном жанре и демонстрацией театрализованных миниатюрных постановок.

     Формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, комплекс проводимых в данных школах мероприятий, направленных на создание условий для развития физической, интеллектуальной, духовно-нравственной личности ученика заслуживает особого внимания и распространения в других школах нашей области.

      В последние годы вышли в свет материалы Всероссийских совещаний руководителей казачьих кадетских корпусов, а также учебные пособия, программно-методические материалы, программы элективных курсов в сфере казачьего образования по различным предметам для разных возрастных групп учащихся. До настоящего времени, одним из наиболее удачных учебных пособий для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, профессиональных училищ, а также студентов является «История казачества в Астраханском крае», изданная в 2002 году коллективом авторов в составе Н.П. Горбунова, И.В. Кучерук, С.Н. Афанасьева. Особую гордость современного периода вызывают труды Н.П. Горбунова и А.И. Полежаева «История станиц Астраханского казачьего войска» (2004 г.), Н.П. Горбунова «Краткий очерк по истории Астраханского казачьего войска» (1994 г.), двухтомное историко-краеведческое повествование о возникновении, становлении астраханского казачества К.М. Перфильевой «Астраханские казаки Царицынской станицы» (2003 и 2007 г.г.), О.О. Антропова «Астраханское казачество. На переломе эпох» (2008 г.). Несомненную историческую ценность и наследие астраханского казачества представляет трехтомное издание атамана Астраханского казачьего войска, гражданского Губернатора Астраханской губернии И.А. Бирюкова «История Астраханского казачьего войска» (1911 г.), которое является самым объемным исследованием по истории астраханского казачества, начиная с XVIII века по 1911 год.

     Система образовательных учреждений с казачьей составляющей учебно-воспитательного процесса завоевывает прочный авторитет в образовательном пространстве по всей России, необходимо продолжить развитие этой целостной системы, основанной на внедрении инновационных методик и технологий патриотического и гражданского воспитания, опирающихся на казачьи традиции и культурно-исторические особенности Астраханского края.

     Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, не случайно. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях.

       К сожалению, вопрос об учреждении казачьего кадетского корпуса на территории нашей области, в первую очередь из-за отсутствия финансовых средств, остается открытым. Мы вынуждены отправлять учиться наших казачат в кадетские корпуса, расположенные на территории Ростовской области.

     На последнем заседании рабочей группы по делам казачества Астраханской области Вице-губернатором - председателем Правительства Астраханской области К.А. Маркеловым перед министерством образования и науки Астраханской области была поставлена задача с 1 сентября 2011 г. в Ахтубинской областной государственной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой им. П.О. Сухого ввести казачье обучение, наравне с лётным, инженерно-техническим и пограничным профилями. Проведение отбора кандидатов и формирование группы 25-30 чел. из числа казачьей молодежи для зачисления в школу-интернат по казачьему профилю обучения возложено на Астраханское окружное казачье общество.

     И уже нет сомнений в том, что сегодня в Астраханской области неуклонно растет интерес к образованию, позволяющему сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности культуры, развивать богатое историческое наследие и традиции астраханских казаков.

 

Сергей Котяев

Просмотров: 1096 | Добавил: strelok | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость