ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО "АСТРАХАНСКОЕ"

Главная » 2011 » Февраль » 16 » ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
17:58
ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

     

     24 января 2011 года исполнилось 92 года со дня подписания циркулярного письма ЦК РКП(б) в составе Я.М. Свердлова, Н.Н. Крестинского и М.Ф. Владимирского положившему начало развитию геноцида против казачества. В память о жертвах политических репрессий и геноциде, унесшим жизни многих тысяч казаков, в казачьих войсках России 24 января объявлен Днем траура.

     Во всех церквях Астраханско-Енотаевской епархии состоялись траурные панихиды в память казаков - жертв репрессий и геноцида, а также павших в боях за Отечество и веру православную. Казаки станиц и хуторов Астраханского казачьего округа отслужили молебен в церквях по месту проживания, а казаки города Астрахани и близлежащих станиц области в Успенском соборе Астраханского кремля.

      Корни казачества уходят далеко вглубь XVI-XVII веков. В начале XVIII столетия государство официально признало казаков свободными людьми, и включило их в систему сторожевой службы на юго-востоке страны, тем самым наделив казаков их основной функцией – охраной рубежей нашей родины. А уже в середине того же столетия, выделяется Астраханское казачье войско.

     История Астраханской области неразрывно связана с историей казачества, так как именно казаки сыграли роль в заселении областей нашей губернии. Каждая из станиц сформировала свои традиции, быт, культуру, которые передавались из одного поколения в другое. Казаки в свободное от охраны рубежей время, занимались сельским хозяйством. Дело это, конечно, было куда более привычным для крестьянства. Потому что сенокос и овощное огородничество после службы были наиболее важными занятиями казаков. И конечно, станицы, которые находились в непосредственной близости к рекам, не могли не «пользоваться выгодами от реки», то есть, как и остальные жители края, казаки были потомственными рыболовами (ловцами). Основным жизненным укладом казаков, несомненно, была, есть и будет защита своего Отечества. Казаки Астраханского казачьего войска участвовали практически во всех военных кампаниях, которые вела Россия.

     Но все станицы разные по быту, культуре и устоям объединяла одна связующая нить – вера православная. В каждой станице, обязательно была церковь. Православие и казачество были единым целым. Обязательные таинства крещения, венчания, благословение на казачью службу и добрые дела - все это было священным ритуалом для казака. Несмотря на все тяжести, выпавшие на долю и церкви, и казачества, преодолевши все это, они продолжают неразрывно существовать как единое целое и сегодня.

     Да, тягот на долю казаков хватило с лихвой. Массовая волна расказачивания и репрессий прошлась по всем казачьим станицам и хуторам России, полное физическое и моральное уничтожение, как антибольшевистского класса и сословия, и это было лишь начало разрушению сложившегося веками казачьего уклада жизни. Именно тогда, казаков, уничтожили как класс. Не жалея даже ни женщин, ни детей. Россия лишилась возможности и надежды на восстановление казачьих войск, которые веками с оружием в руках добывали Славу нашему Отечеству. Имущество, что не успели забрать, сдавали хозяевам на временное хранение, под страхом смерти за разбазаривание. А станичников, от малолетних детей до убеленных сединами стариков, выкидывали на улицу. И дорога от родного дома для многих из них обернулась трагическими верстами в ссылки и лагеря Севера и Сибири. 

     

Годы репрессий и раскулачиваний не обошли стороной и наших предков-казаков. В станице Дурное, самым большим репрессиям подверглись семьи Макаровых. Их было 17 семей - одна из них наша. Семья состояла из пяти человек - мужа, жены и троих детей. Жена, в одночасье стала вдовой, а о судьбе её мужа, мы до сих пор ничего не можем узнать. История как бы стерла этого человека с лица земли, как не существовавшего вовсе. Так же стерла она из своей памяти одного из детей, самого младшего и самого смышленого ребенка в семье. Он не был отправлен в ссылку, по слухам, его забрали в одну из семей, которая не попала под репрессивные меры. Но это всего лишь слухи. А истина так и осталось тайной. Остальные члены семьи были отправлены в ссылку в Тюмень. Одному из сыновей удалось бежать. До сегодняшних дней, по документам он числится в бегах, хотя создал семью, и жил долгое время на Сахалине. 

     Началась Великая Отечественная война - суровые годы, выпавшие на долю старшего поколения. Средний брат, находясь в ссылке, записался в добровольцы на фронт и ушел с оружием в руках защищать свою Родину, свою землю от ненавистного врага. Исполнив свой долг перед Отчизной, как гражданин, как воин и казак он вернулся с войны израненным инвалидом. За боевые заслуги и проявленное мужество в годы Великой Отечественной войны ему разрешили вернуться в Астрахань и поселиться в селе Приволжье. Не отказали и в прошении о возвращении матери по месту проживания для ухода за ним. И в 1947 году сын и мать встретились снова. Но не все было так просто. Мать, до конца дней своей жизни оставалась в селе Приволжье, без права выезда за его пределы. 

     Вся история семьи по крупицам собиралась сначала моим отцом, а теперь его дело продолжаем мы с мамой. И до сих пор, тайную завесу тех лет мы так и не смогли открыть до конца.

     Принято говорить, что во всех правилах бывают исключения. Пример тому еще одна судьба нашего казачьего рода. Шкадин Дмитрий Семенович, до революции он был последним атаманом станицы Атаманской (Городофорпостинской). Но это не значит, что волна репрессий не коснулась его семьи, она также в последующие годы была раскулачена, но последствия были не такими плачевными. Станичный атаман был заключен в тюрьму под стражу. По ходатайству одного из большевиков, жителя этой станицы, к атаману Д.С. Шкадину проявили снисхождение и отпустили домой. Ведь верой и правдой служил атаман своему Отечеству, и совесть его была чиста не только перед своими казаками, о которых он пекся денно и нощно, но и перед другими жителями Форпоста. 

     К примеру, благодаря атаману Д.С. Шкадину, вдовы и дети погибших казаков, начали получать полупай. Не раз отклонял это предложение казачий круг. Представленные атаманом доводы были весьма убедительны: - «В этих семьях растет наше будущее - маленькие казаки и казачки». Водонапорная башня бывшей водопроводной станции (архитектор К. Домантович, 1916 г.), стоящая и по сей день в пос. Трусово, также сооружалась не без деятельного участия станичного атамана.

     Мы не знаем еще до конца всех имен и трагических судеб астраханских казаков, ставших жертвами массовых репрессий. Они остались в истории и памяти ушедшего от нас старшего поколения - свидетелей этих событий. В этом году исполняется двадцать лет, с тех пор как астраханское казачество стало возрождаться и восстанавливать свою культуру, самобытность и традиции. Сейчас уже сложно восстановить весь пласт казачьего уклада жизни, безжалостно вырванный прошедшим временем из старейшего и крупного казачьего войска. Но память о предках и чувство патриотизма, казачий дух и вера православная, которые передаются по наследству потомкам, вселяют надежду в дальнейшее развитие казачества и зарождение нового поколения казаков и казачек на нашей астраханской земле. 

 

Елизавета Макарова

На фото:

Молодая казачья семья – Варвара и Михаил Макаровы.

Атаман станицы Атаманской (Городофорпостинской) Д.С. Шкадин.

Просмотров: 1172 | Добавил: strelok | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость