ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО "АСТРАХАНСКОЕ"

Идеология казачества

Права и обязанности казака

Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное — осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем по­мышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, кре­стным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения — с 8-летнего). (Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу. Наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а со­держание казаки должны вкладывать свое и по своему усмот­рению.)

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга заслуги перед казачеством может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется большим уважением и почитанием. Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет снять шапку.

Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство — этим он обеспечивает будущее своего народа.

Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие принципам православия и Уставу общества, в которые казак, старик или атаман не имеют права вме­шиваться без просьбы женщин.

По просьбе атамана или атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами. Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользуются личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман.

Казачка имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков. Казачки могут находиться на Кругу в качестве почетных гостей по специальным приглашениям.

Основанием для вступления в любое казачье общество служит личное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов этого общества: от товарища вступающего, совета стариков, от члена атаманского правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кро­ме поручительства, обязательно благословение священника.

Прием производится простым большинством голосов на Кругу.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, пре­старелую казачку — матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку почитать сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака — братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нужда­ющегося.

Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы убеждений. Посему: личным делом каждого является его партийная принадлежность. Как правило, член казачьего обще­ства может быть в любой партии или беспартийным, но, сохраняя себя, общество запрещает ему пропаганду в своих рядах любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики. Всякий член казачьего общества должен помнить, что он прежде всего казак, равно как и сотоварищ его по объе­динению, иначе противники нашего возрождения опять поделят нас на «белых», «красных» и иных, как это уже было, и стравят друг с другом.

Вера в Бога есть дар. Личное дело каждого, верит он в Бога или нет. Но поскольку все казачьи обычаи связаны с православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе упрекать казака в безверии, равно как и в религиозности. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание и даже исключение из общества.

Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравствен­ности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы — любое дело, порученное атаманом, советом стариков, правлением или Кругом, казак обязан выполнять бе­зупречно.

Казак обязан по первому зову являться на круги и сходы в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, нацио­нальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским заповедям, таким, как любовь к ближнему, законопослушание, веротерпимость, трудолюбие и миролюбие.

Да будет самым тяжким наказанием казака исключение его из казачьего общества.


Казачьи символы и знаки

Принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении. У донских казаков в древности — красный или парчовый кафтан, черная шапка на половину выше обычной папахи. Печать на рукояти или на перстне вручалась атаману при выборах и служила символом хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все доку­менты, принадлежала она общине и передавалась от атамана к атаману.

 Сабля — обычно украшенная, старинная — тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

 Знамя — символ полкового, войскового объединений, святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, выполняв­ших роль музея.

 Бунчук — знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению, в походе и в бою следовал за команду­ющим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функции бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.

 Булава, пернач — символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев — гетман).

 Насека — посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших на­секой. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

 Медаль — личный знак атамана, носилась на шее, поверх галсту­ка, и выпускалась на кафтан между его бортами. На лицевой сто­роне бывали надписи: «Атаман станицы...», впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы его правления. После окончания срока атаманства отдавалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные, в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.

 Чернильница — знак писаря. Медная с ушками, носилась при­вязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчез­ла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.

 Казна  
— железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

 Книга
— тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т.н. ата­манское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

 Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повседневной жизни — знак власти полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или ста­рика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцело­вать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что по­корность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

 Шапка шилась по специальному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

 Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда старик терял силы и менял шашку на посох. На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казаче­ства.

 Погоны — неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода
«на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

 Башлык — у большинства казаков тоже был наделен символи­ческим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.

 Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Крута к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

 Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сосло­вию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.

 Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, един­ственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Мужчины - казаки, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье. На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладанке).

КАЗАК И ОРУЖИЕ

Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие.

Шашка без нужды не снимается со стены и не вынимается из ножен.

В Церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину.

Не обладающий полноправием шашку носить не смеет.

Шашка — символ всей полноты прав у казака.

С потерей силы старик меняет шашку на посох.

При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укла­дывается в гроб. Шашку и шапку казак теряет только с головой. По решению Круга казак может быть лишен права ношения оружия.

Шашку без нужды не вынимай, без чести не вкладывай. Тот не казак, у кого скверное оружие.

Оружие казака — «ясная зброя» — береглась как зеница ока.

На войне казак отличается изобретательностью и исключи­тельной маневренностью.

Главная военная хитрость казака — беспримерная отвага и вера в победу.

 КАЗАК И СЕМЬЯ

 Семья — святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья — основа казачьего обще­ства. Глава семьи — отец, с него что слово атамана для войска. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Недопонимание старших в том или ином вопросе не есть повод к оправданию дерзости со стороны младших. В атамане казак приветствует коллективную волю. Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Прислушивайся к слову бывалых

КАК НАМ СОБРАТЬСЯ ВОЕДИНО

Все чаще сейчас заходит речь о необходимости решительного объединения многочисленных казачьих организаций. Явных противников этому не видно, однако и разногласия не утихают. Ряд центральных газет также помещают различные материалы, отражающие напряженные поиски прочной идейной базы для такого объединения. При этом удивляет то, что не замечают (или не хотят замечать) - такая база уже давно существует, более того, без нее просто невозможно представить казачества. Это конечно Православие - всеобъемлющая система взглядов, не являющихся плодом ограниченного человеческого разума и доказавших свою истинность за всю историю человечества, России и казачества в частности. Бесконечные разговоры об объединительной идее создают впечатление, что каждая из групп старается построить свой шалаш, когда рядом стоит великолепный просторный собор, места в котором хватит всем и из крепких стен которого, помолившись, можно смело выходить на любое доброе дело. Недаром одним из наименований казачества было ”православное рыцарство”. Благотворное и созидательная сила Православия ярко проявилась в ходе всей истории России, особенно в ее военной истории. Недаром же одним из излюбленных выражений легендарного полководца А.В. Суворова было: "безверное войско учить - что ржавое железо точить”. Да и с точки зрения морали так необходимой сейчас среди грязного моря, захлестывающего нас беспредела, именно Православие достигло высот нравственности, а Евангельский принцип "за други своя” стал основой самоотверженности в бою и в жизни вообще. Многие болезненные раны на теле казачества, да и России в целом, исцелит этот чудодейственный пластырь, взять хотя бы вопрос о "красных” и ”белых” который, кстати, подается в печати большей частью односторонне. Ведь есть в чем покаяться и тем и другим и другим, но только перед Господом, да браться вместе за дела, которых столько скопилось! Конечно, возрождать Веру - дело непростое и не такое быстрое, как хотелось бы, но курс на это надо брать уже сейчас - делать все для воспитания в Православии нашей молодежи, и самим по-настоящему воцерковиться. Невозможного нет у Бога - будем просить, и получим по вере нашей, будем подкреплять Веру всей нашей жизнью - и дело быстрее пойдет на лад. Без этого нам не поднять ни казачества, ни России!
Казачий круг

Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги ва­ловые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войско вой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.

Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название — коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить. На Дону круги были запрещены в 1721 году, на - Урале в 1775 г., но несмотря на запрещение и кровавые репрессии (как в 1771 году, когда начальник гарнизона Яицкого городка Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило причиной Пугачевского восстания), станичные, полко­вые и поселковые круги (теперь их называли «сходы») продолжали существовать до 1917 года, когда во всех казачьих землях эта старая демократическая традиция была восста­новлена. Конституционный казачий Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.

Первый Большой казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восста­навливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.

 КАЗАЧИЙ КРУГ МОЖЕТ НАКАЗАТЬ КАЗАКА:

объявить выговор; 
поставить вопрос о перевыборах, если он занимает долж­ность; 
определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба; 
исключить из общества — за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство.

Казачьи чины и звания

На самой нижней ступеньке служебной лестницы стоял рядо­вой казак, соответствующий рядовому пехоты.

Далее следовал приказный, имевший одну лычку и соответ­ствующий ефрейтору в пехоте.

Следующая ступень служебной лестницы - младший урядник и старший урядник, соответствующие младшему унтер-офи­церу, унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру и с количе­ством лычек, характерным для современного сержантского со­става.

Далее следовал чин вахмистра, который был не только в казачестве, а и в унтер-офицерском составе кавалерии и конной артиллерии. В русской армии и жандармерии вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вахмистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте.

По положению 1884 года, введенному Александром III, следу­ющим чином в казачьих войсках, но только для военного вре­мени, являлся подхорунжий, промежуточное звание между подпрапорщиком и прапорщиком в пехоте, вводившимся также в военное время. В мирное время, кроме казачьих войск, эти чины существовали только для офицеров запаса.

Следующая степень в обер-офицерских чинах — хорунжий, соответствующий подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавалерии. По служебному положению соответствовал млад­шему лейтенанту в современной армии, но носил погоны с голу­бым просветом на серебряном поле (прикладной цвет Войска Донского) с двумя звездочками. В старой армии, по сравнению с советской, количество звездочек было на одну больше.

Далее следовал сотник — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику в регулярной армии. Сотник носил погоны такого же оформления, но с тремя звездочками, соответствуя по своему положению современному лейтенанту. Более высокая ступенька — подъесаул. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра.

Подъесаул являлся помощником или заместителем есаула и в его отсутствие командовал казачьей сотней. Погоны того же оформления, но с четырьмя звездочками. По служебному поло­жению соответствует современному старшему лейтенанту. И самое высокое звание обер-офицерского ранга — есаул. Об этом чине стоит поговорить особо, так как в чисто историческом плане люди, носившие его, занимали должности и в гражданском, и в военном ведомствах. В различных казачьих войсках эта должность включала в себя различные служебные прерогативы.

Слово происходит от тюркского «ясаул» — начальник. В ка­зачьих войсках впервые упоминается в 1576 году и было приме­нено в Украинском казачьем войске. Есаулы были генераль­ные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Генеральный есаул (два на Войско) — высший чин после гетмана. В мирное время генеральные есаулы выполняли инспекторские функции, на войне командовали несколькими полками, а в отсутствие гетмана — всем Войском. Но это характерно только для украинских казаков.

Войсковые есаулы выбирались на Войсковом Круге (в Донском и большинстве других— по два на Войско, в Волжском и Оренбургском — по одному). Занимались административны­ми делами. С 1835 года назначались в качестве адъютантов при войсковом наказном атамане.

Полковые есаулы (первоначально два на полк) выполняли обязанности штабс-офицеров, являлись ближайшими помощ­никами командира полка. Сотенные есаулы (по одному на сотню) командовали сотнями. Это звено не привилось в Донском Войске после первых веков существования казачества. Станичные же есаулы были характерны только для Донского Войска. Они выбирались на станичных сходах и являлись помощниками станичных атаманов.

Походные есаулы (обычно два на Войско) выбирались при выступлении в поход. Выполняли функции помощников поход­ного атамана, в XVI-XVII веках при его отсутствии командовали войском, позднее являлись исполнителями приказаний поход­ного атамана.

Артиллерийский есаул (один на Войско) подчинялся началь­нику артиллерии и исполнял его поручения.

Генеральные, полковые, станичные и другие есаулы постепенно были упразднены.

Сохранялся лишь войсковой есаул при войсковом наказном ата­мане Донского казачьего войска.

В 1798 — 1800 гг. чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии. Есаул, как правило, командовал казачьей сотней. Соответствовал по служебному положению современному капитану. Носил погоны с голубым просветом на серебряном поле без звездочек.

Далее идут штаб-офицерские чины. По сути дела, после ре­формы Александра III в 1884 году, чин есаула вошел в этот ранг, в связи с чем из штаб-офицерских чинов было убрано звено майора, в результате чего военнослужащий из капитанов сразу становился подполковником

В казачьей служебной лестнице далее идет войсковой стар­шина. Название этого чина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков. Во второй половине XVIII века это название в видоизмененной форме распростра­нилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управле­ния казачьего войска. С 1754 г. войсковой старшина приравни­вался к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году — к подполковнику. Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя большими звездами.

Ну, а дальше идет полковник, погоны такие же, как и у войско­вого старшины, но без звездочек. Начиная с этого чина, слу­жебная лестница унифицируется с общеармейской, так как су­губо казачьи названия чинов исчезают. Служебное положение казачьего генерала полностью соответствует генеральским званиям Российской Армии.
Приветствую Вас Гость